Как потребителю взыскать денежные средства за ненадлежащее оказание юридических услуг?

Как правило, юридические услуги оказываются потребителю на основании договора оказания юридических услуг. В зависимости от характера оказываемых услуг договор по своей сути может быть, в частности, договором возмездного оказания услуг, договором поручения либо содержать элементы обоих видов договоров (п. 3 ст. 421, п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 971 ГК РФ).

Исполнитель обязан оказать юридические услуги, качество которых соответствует договору. Если условия о качестве в договоре отсутствуют, услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям и быть пригодными для целей, для которых они обычно используются.

Потребители могут столкнуться с тем, что юридические услуги оказываются им ненадлежащим образом (например, нарушаются сроки оказания услуг, качество услуг не соответствует условиям договора, обязательства не исполняются или исполняются не в полном объеме, в частности не осуществляется представление интересов в суде в соответствии с условиями договора) (п. п. 1, 2 ст. 4, ст. 27 Закона от 07.02.1992 № 2300-1; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2021 № 88-1176/2021; Апелляционное определение Московского городского суда от 28.06.2019 по делу № 33-27416/2019).

Если исполнитель нарушил сроки оказания юридической услуги - сроки ее начала или окончания, а также промежуточные сроки - или во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана в срок, потребитель вправе, в частности, отказаться от исполнения договора. Также он вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением таких сроков (п. 1 ст. 28 Закона № 2300-1).

Однако данные требования не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (п. 6 ст. 28 Закона № 2300-1).

При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель имеет право требовать, в частности, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или силами третьих лиц. Также он может отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок исполнитель не устранил недостатки оказанной услуги либо если обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (п. 1 ст. 29 Закона № 2300-1).

Кроме того, по общему правилу потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением договора, то есть требовать возврата внесенных им денежных средств за вычетом суммы указанных расходов (п. п. 1, 2 ст. 450.1, п. 1 ст. 782, п. 1 ст. 977, п. 1 ст. 978 ГК РФ; ст. 32 Закона № 2300-1).

Если юридические услуги оказаны ненадлежащим образом, потребителю необходимо обратиться к исполнителю с соответствующей претензией.

Если исполнитель отказывается удовлетворить заявленные требования добровольно, потребитель вправе обратиться за защитой своих прав в суд (п. 1 ст. 17 Закона № 2300-1).